Русская Энциклопедия

Айкидо

японское боевое искусство, развитое Morihei Ueshiba как синтез его военных исследований, философии и религиозных верований. Айкидо часто переводится как «способ объединить (с) жизненной энергией» или как «способ гармоничного духа». Цель Уешибы состояла в том, чтобы создать искусство, которое практики могли использовать, чтобы защитить себя, также защищая их нападавшего от раны.

Методы айкидо состоят из входа и превращения движений, которые перенаправляют импульс нападения противника и броска или соединяют замок, который заканчивает технику.

Айкидо происходит, главным образом, из боевого искусства Daitō-ryū Aiki-jūjutsu, но начало отличаться от него в конце 1920-х, частично из-за связи Уешибы с Ōmoto-kyō религией. Документы ранних студентов Уешибы имеют термин aiki-jūjutsu.

У

старших студентов Уешибы есть разные подходы к айкидо, завися частично от того, когда они учились с ним. Сегодня айкидо найдено во всем мире во многих стилях с широкими диапазонами интерпретации и акцента. Однако они все разделяют методы, сформулированные Ueshiba, и у большинства есть беспокойство о благосостоянии нападавшего.

Этимология и базовая философия

Слово «айкидо» сформировано из трех кандзи:

  • ай – присоединение, объединение, объединение, соответствует
  • ki – дух, энергия, настроение, мораль
  • – путь, путь

Термин «aiki» с готовностью не появляется на японском языке вне объема Budo. Это привело ко многим возможным интерпретациям слова.

главным образом, используется в составах, чтобы означать 'объединение, объединяться, объединиться, встретиться', примеры, которые быть (объединило/объединило), (состав), (объединяются/объединяют/объединяются), (союз/союз/ассоциация), (объединяют/объединяют), и (взаимное соглашение). Есть идея взаимности, (чтобы узнать друг друга), (разговор/обсуждение/переговоры), и (встретьтесь по записи).

часто используется, чтобы описать чувство, как в ('Я чувствую X', как с точки зрения размышления, но с меньшим количеством познавательного рассуждения), и (чувство/сенсация); это используется, чтобы означать энергию или силу, как в (электричестве) и (магнетизме); это может также относиться к качествам или аспектам людей или вещей, как в (духе/черте/характере).

Термин также найден в боевых искусствах, таких как дзюдо и кендо, и в различных небоевых искусствах, таких как японская каллиграфия , цветочная подготовка и чайная церемония .

Поэтому, от чисто буквальной интерпретации, айкидо - «Способ объединить силы», в котором термин относится к принципу боевых искусств или тактике смешивания с движениями нападавшего в целях управления их действиями с минимальным усилием. Каждый обращается, понимая ритм и намерение нападавшего найти оптимальное положение и рассчитывая, чтобы применить противотехнику.

Это тогда очень подобно принципам, выраженным Kanō Jigorō, основателем дзюдо.

История

Айкидо было создано Morihei Ueshiba (14 декабря 1883 – 26 апреля 1969), упомянуто некоторыми практиками айкидо как («Великий Учитель»). Термин 'айкидо' является общим термином, введенным в двадцатом веке. Ueshiba предположил айкидо не только как синтез его военного обучения, но и как выражение его личной философии универсального мира и согласования. Во время целой жизни Уешибы и продолжающийся сегодня, айкидо развилось из Aiki, который Ueshiba изучил в большое разнообразие выражений мастерами единоборств во всем мире.

Начальное развитие

Ueshiba развил айкидо прежде всего в течение конца 1920-х в течение 1930-х посредством синтеза более старых боевых искусств, которые он изучил. Основным боевым искусством, из которого происходит айкидо, является Daitō-ryū aiki-jūjutsu, который Ueshiba изучил непосредственно с Такедой Sōkaku, оживитель того искусства. Кроме того, Ueshiba, как известно, изучил Tenjin Shin'yō-ryū с Tozawa Tokusaburō в Токио в 1901, Gotōha Yagyū Shingan-ryū под Nakai Masakatsu в Сакаи с 1903 до 1908 и дзюдо с Кииоичи Такаги (1894–1972) в Танабэ в 1911.

Искусство Daitō-ryū - основное техническое влияние на айкидо. Наряду с броском с пустыми руками и захватывающими сустав методами, Ueshiba включил учебные движения с оружием, таким как те для копья , короткий штат , и возможно. Однако айкидо получает большую часть своей технической структуры от искусства искусства фехтования .

Ueshiba двинулся в Hokkaidō в 1912 и начал учиться при Такеде Сокэку в 1915. Его официальная связь с Daitō-ryū продолжалась до 1937. Однако во время последней части того периода, Ueshiba уже начал дистанцироваться от Такеды и Daitō-ryū. В то время Ueshiba именовал его боевое искусство как «Aiki Budō». Неясно точно, когда Ueshiba начал использовать имя «айкидо», но это стало официальным названием искусства в 1942, когда Большая Япония, Военное Общество Достоинства было занято правительством, спонсировала перестройку и централизацию японских боевых искусств.

Религиозные влияния

После того, как Уешиба оставил Hokkaidō в 1919, он встретился и был глубоко под влиянием Онизэбуро Дегачи, духовного лидера Ōmoto-kyō религии (неосинтоистское движение) в Ayabe. Одна из основных особенностей Ōmoto-kyō - свой акцент на достижение утопии во время жизни. Это было большим влиянием на философию боевых искусств Уешибы простирающейся любви и сострадания особенно тем, кто стремится вредить другим. Айкидо демонстрирует эту философию в своем акценте на освоение с боевыми искусствами так, чтобы можно было получить нападение и безопасно перенаправить его. В идеальной резолюции, мало того, что управляющий цел, но и нападавший - также.

В дополнение к эффекту на его духовный рост связь с Deguchi дала вход Ueshiba в элитные политические и военные круги как мастер единоборств. В результате этого воздействия он смог привлечь не только финансовую поддержку, но также и одаренных студентов. Несколько из этих студентов были бы, нашел их собственные стили айкидо.

Международное распространение

Айкидо было сначала принесено к остальной части мира в 1951 Minoru Mochizuki с посещением Франции, где он ввел методы айкидо студентам дзюдо. Он сопровождался Тадаси Эйбом в 1952, который стал официальным представителем Aikikai Hombu, остающимся во Франции в течение семи лет. Кенджи Томики совершил поездку с делегацией различных боевых искусств через 15 континентальных государств Соединенных Штатов в 1953. Позже в том году, Koichi Tohei послал Aikikai Hombu в Гавайи, в течение целого года, где он настроил несколько школ самбо. Это развили несколько дальнейших посещений и считают формальным введением айкидо в Соединенные Штаты. В 1955 Соединенное Королевство следовало; Италия в 1964 Хироси Тадой; и Германия 1965 Кацуаки Асаем. Назначенный «Официальный Делегат к Европе и Африке» Morihei Ueshiba, Masamichi Noro прибыл во Францию в сентябре 1961. Seiichi Sugano был назначен ввести айкидо Австралии в 1965. Сегодня есть школа самбо айкидо, доступная во всем мире.

Быстрое увеличение независимых организаций

Крупнейшая организация айкидо - Фонд Aikikai, который остается под контролем семьи Ueshiba. Однако у айкидо есть много стилей, главным образом сформированных крупными студентами Морихеи Уешибы.

Самые ранние независимые стили, чтобы появиться были Айкидо Yoseikan, начатым Minoru Mochizuki в 1931, Айкидо Yoshinkan, основанное Гоцо Shioda в 1955 и Айкидо Shodokan, основанное Kenji Tomiki в 1967. Появление этих стилей предшествовало смерти Уешибы и не вызывало главных переворотов, когда они были формализованы. Айкидо Shodokan, однако, было спорно, так как оно ввело уникальное основанное на правилах соревнование, которое некоторые чувствовали, противоречил духу айкидо.

После смерти Уешибы в 1969, появились еще два главных стиля. Значительное противоречие возникло с отъездом главного преподавателя Школы самбо Aikikai Hombu Койчи Тохеи в 1974. Тохеи уехал в результате разногласия с сыном основателя, Кисшомэру Уешибы, который в то время возглавил Фонд Aikikai. Разногласие было по надлежащей роли ki развития в регулярном обучении айкидо. После того, как Тохеи уехал, он сформировал свой собственный стиль, названный Шином Шином Тоитсу Эйкидо и организацией, которая управляет им, Общество Ки (Ки никакой Kenkyūkai).

Заключительный главный стиль развился из пенсии Уешибы в Iwama, Ибараки и методика преподавания долгосрочного студента Морииро Саито. Это неофициально упоминается, поскольку «Iwama разрабатывают», и однажды много его последователей сформировали свободную сеть школ, которые они назвали Iwama Ryu. Хотя Iwama разрабатывают практиков, остался частью Aikikai до смерти Саито в 2002, последователей Саито, впоследствии разделенного на две группы; одно остающееся с Aikikai и другим формированием независимого Шиншина Эйкишурена Кая в 2004 вокруг сына Саито Итоиро Саито.

Сегодня, главными стилями айкидо каждый управляет отдельная управляющая организация, имеют их собственное в Японии и имеют международную широту.

Обучение

В айкидо, как в фактически всех японских боевых искусствах, есть и физические и умственные аспекты обучения. Физическая подготовка в айкидо разнообразна, покрывая и общую физическую подготовку и создание условий, а также определенные методы. Поскольку существенная часть любого учебного плана айкидо состоит из бросков, первая вещь, которую изучает большинство студентов, состоит в том, как безопасно упасть или катиться. Определенные методы для нападения включают и удары и захваты; методы для защиты состоят из бросков и булавок. После того, как основные методы изучены, студенты изучают вольную защиту против многократных противников и методы с оружием.

Фитнес

Цели физической подготовки, преследуемые вместе с айкидо, включают релаксацию, которой управляют, гибкость и выносливость, с меньшим акцентом на силовую подготовку. В айкидо, продвигаясь или расширяя движения намного более распространены, чем натяжение или заключение контракта движений. Это различие может быть применено к общим целям фитнеса для практика айкидо.

В айкидо определенные мышцы или группы мышц не изолированы и работали, чтобы улучшить тон, массу и власть. Связанное с айкидо обучение подчеркивает использование скоординированного целого движения тела и баланса, подобного йоге или пилатесу. Например, много dojos начинают каждый класс с, который может включать протяжение и ukemi (падения разрыва).

Роли гавайской гитары и торусов

Обучение айкидо базируется прежде всего на двух партнерах, практикующих заранее спланированные формы (kata), а не вольную практику. Основной образец для приемника техники (гавайская гитара), чтобы начать нападение на человека, который применяет технику — торусы или shite (в зависимости от стиля айкидо), также называемый nage (применяя метод броска), кто нейтрализует это нападение с методом айкидо.

Обе половины техники, ту из гавайской гитары и тот из nage, считают важными для обучения айкидо. Оба изучают принципы айкидо смешивания и адаптации. Нэдж учится смешиваться с и энергия нападения контроля, в то время как гавайская гитара учится становиться спокойной и гибкой в невыгодных, выведенных из равновесия положениях, в которые nage размещает их. Это «получение» техники называют ukemi. Гавайская гитара непрерывно стремится возвратить баланс и слабые места покрытия (например, подвергнутая сторона), в то время как nage использует положение и рассчитывающий, чтобы сохранять гавайскую гитару выведенной из равновесия и уязвимой. В более серьезной подготовке гавайская гитара будет иногда применяться, чтобы возвратить баланс и булавку или бросить nage.

относится к акту получения техники. Хороший ukemi включает внимание к технике, партнеру и непосредственной окружающей среде — это - активное, а не пассивное получение айкидо. Само падение - часть айкидо и является способом для практика получить, безопасно, что иначе было бы разрушительным ударом или броском.

Начальные нападения

Методы айкидо обычно - защита против нападения, таким образом, студенты должны учиться поставлять различные типы нападений, чтобы быть в состоянии практиковать айкидо с партнером. Хотя нападения не изучены так же полностью как в основанных на нанесении удара искусствах, искренние нападения (сильный удар или захват остановки) необходимы, чтобы изучить правильное и эффективное применение техники.

Многие из айкидо напоминают сокращения от меча или другого схваченного объекта, которые указывают на его происхождение в методах, предназначенных для вооруженного боя. Другие методы, которые явно, кажется, удары (tsuki), осуществлены как толчки с ножом или мечом. Удары обычно резервируются для изменений верхнего уровня; процитированные причины включают, который падает от ударов, особенно опасны, и это пинает (высоко, удары в особенности) были необычны во время типов боя, распространенного в феодальной Японии. Некоторые основные забастовки включают:

  • вертикальный knifehand ударяет голове. В обучении это обычно направляется на лоб или корону для безопасности, но более опасные версии этого нападения предназначаются для переносицы и верхнечелюстной пазухи.
  • диагональ knifehand ударяет стороне головы или шеи.
  • удар к туловищу. Определенные цели включают грудь, живот и солнечный plexus. То же самое как, и.
  • удар к лицу. То же самое как.

Новички в особенности часто практикуют методы от захватов, и потому что они более безопасны и потому что легче чувствовать энергию и линии силы захвата, чем забастовка. Некоторые захваты исторически получены из того, чтобы быть проводимым, пытаясь достать оружие; техника могла тогда использоваться, чтобы освободить себя и остановить или ударить нападавшего, который хватает защитника. Ниже приводятся примеры некоторых основных захватов:

  • одна рука захватывает одно запястье.
  • обе руки захватывают одно запястье. То же самое как
  • обе руки захватывают оба запястья. То же самое как.
  • захват плеча. «Оба захвата плеч». Это иногда объединяется с верхним, кажутся.
  • захват (одежда) грудь. То же самое как.

Основные методы

Следующее - образец основных или широко опытных бросков и булавок. Многие из этих методов происходят из Daitō-ryū Aiki-jūjutsu, но некоторые другие были изобретены Morihei Ueshiba. Точная терминология для некоторых может изменить между организациями и стилями, поэтому что следует, термины, использованные Фондом Aikikai. Обратите внимание на то, что несмотря на названия первых пяти перечисленных методов, им универсально не преподают в числовом заказе.

  • контроль, используя одну руку на локте и одной руке около запястья, которое усиливает гавайскую гитару к земле. Эта власть оказывает давление в локтевой нерв в запястье.
  • pronating wristlock, который закручивает руку и оказывает болезненное давление нерва. (Есть adductive wristlock или Z-замок в ura версии.)
  • вращательный wristlock, который направляет вверх растущую напряженность всюду по руке, локтю и плечу.
  • контроль за плечом, подобный ikkyō, но обеими руками, захватывающими предплечье. Суставы (с пальмовой стороны) применены к радиальному нерву получателя против periosteum кости предплечья.
  • визуально подобный ikkyō, но с перевернутой властью запястья, средним вращением руки и плеча и давления в сторону понижения локтя. Распространенный в ноже и другой еде на дом оружия.
  • Рука отложена мимо плеча, захватив сустав плеча.
  • wristlock-бросок supinating, который протягивает разгибающую мышцу digitorum.
  • свободно использованный термин для различных типов механически несвязанных методов, хотя они обычно не используют совместные замки как другие методы.
  • добавляет, какой nage перемещается через место, занятое гавайской гитарой. Классическая форма поверхностно напоминает метод «веревки для белья».
  • начало с ryōte-Дори; продвигаясь, nage охватывает одну руку, низкую («земля») и другое высокое («небеса»), которые выводят гавайскую гитару из равновесия так, чтобы он или она легко свалился.
  • версия айкидо модного броска. Nage пропускает его или ее бедра ниже, чем те из гавайской гитары, затем щелкает гавайской гитарой по проистекающей точке опоры.
  • или бросок, который захватывает руки друг против друга (Кандзи для «10» является поперечной формой: 十).
  • nage охватывает руку назад, пока это не захватывает сустав плеча, затем использует передовое давление на бросок.

Внедрения

Айкидо использует движение тела (tai sabaki), чтобы смешаться с гавайской гитарой. Например, «вход» (irimi) техника состоит из движений внутрь к гавайской гитаре, в то время как техника использует вертящееся движение.

Кроме того, техника имеет место перед гавайской гитарой, тогда как техника имеет место его стороне; техника применена с движением к фронту гавайской гитары, и версия применена с движением к задней части гавайской гитары, обычно включив превращение или вертящееся движение. Наконец, большинство методов может быть выполнено, в то время как в усаженном положении (захватывают). Методы, где и гавайская гитара и nage стоят, называют тати-waza, методы, где и начинаются в, захватывают, названы suwari-waza, и методы, выполненные с положением гавайской гитары и заседанием nage, называют hanmi handachi.

Таким образом, меньше чем от двадцати основных методов, есть тысячи возможных внедрений. Например, ikkyō может быть применен к противнику, продвигающемуся с забастовкой (возможно, с ura типом движения, чтобы перенаправить поступающую силу), или противнику, который уже ударил и теперь пятится, чтобы восстановить расстояние (возможно, omote-waza версия). Определенное айкидо kata, как правило, упоминается с формулой «техника нападения (-модификатор)». Например, katate-Дори ikkyō относится к любой ikkyō технике, выполненной, когда гавайская гитара держит одно запястье. Это могло быть далее определено как katate-Дори ikkyō omote, отослав к любому перемещению форварда ikkyō технику от того захвата.

Atemi являются забастовками (или маневры) используемый во время метода айкидо. Некоторое представление atemi как нападения на «существенные моменты» означало наносить ущерб в и себя. Например, Gōzō Shioda описанное использование atemi в ссоре к быстро вниз лидеру бригады. Другие полагают, что atemi, особенно к лицу, чтобы быть методами отвлечения означал позволять другие методы. Забастовка, заблокировано ли это, может поразить цель и сломать его или ее концентрацию. Цель может стать неуравновешенной в попытке избежать удара, например отдернув голову, которая может допускать более легкий бросок.

Много высказываний о atemi приписаны Morihei Ueshiba, который считал их существенным элементом техники.

Оружие

Обучение владению оружием в айкидо традиционно включает короткий штат (jō), деревянный меч (bokken) и нож (tantō). Сегодня, некоторые школы включают разоружающие огнестрельное оружие методы. И взятие оружия и задержание оружия иногда преподаются, чтобы объединить вооруженные и разоруженные аспекты. Другие, такие как стиль Iwama Morihiro Saito, обычно проводят существенное время с bokken и , осуществленным под именами aiki-ken и aiki-jō, соответственно.

Основатель развил большую часть пустого направленного айкидо от традиционных движений меча и копья. Следовательно, практика этих движений и дает понимание происхождения методов и движений, и укрепляет понятие расстояния, выбора времени, движения ноги, присутствия и связности с учебным партнером (ами).

Многократные нападавшие и randori

Одна особенность айкидо - обучение защитить от многократных нападавших, часто называемых taninzudori или taninzugake. Плавание вольным стилем (randori, или jiyūwaza) практика с многократными нападавшими - ключевая роль большинства учебных планов и требуется для высокоуровневых разрядов. «Randori», буквально «хаос», осуществляет способность человека интуитивно выполнить методы в неструктурированной окружающей среде. Стратегический выбор методов, основанных о том, как они меняют местоположение студента относительно других нападавших, важен в randori обучении. Например, ura техника могла бы использоваться, чтобы нейтрализовать нынешнего нападавшего, поворачиваясь лицом к нападавшим, приближающимся сзади.

В Айкидо Shodokan отличается randori, в котором это не выполнено с многократными людьми с определенными ролями защитника и нападавшего, но между двумя людьми, где оба участника нападают, защищают и возражают по желанию. В этом отношении это напоминает дзюдо randori.

Раны

В применении техники во время обучения это - обязанность nage предотвратить рану гавайской гитаре, используя скорость и силу применения, которое соразмерно с мастерством их партнера в ukemi. Раны (особенно те к суставам), когда они действительно происходят в айкидо, часто являются результатом nage недооценка способности гавайской гитары получить бросок или булавку.

Исследование ран в боевых искусствах показало, что, в то время как тип ран изменился значительно от одного искусства до другого, различия в полных ставках раны были намного менее явными. Повреждения мягких тканей - один из наиболее распространенных типов ран, найденных в пределах айкидо, и сообщили о нескольких смертельных случаях от повторного «shihōnage» в контексте издевательства японского стиля.

Ментальный тренинг

Обучение айкидо умственное, а также физическое, подчеркивая способность расслабить ум и тело даже под напряжением опасных ситуаций. Это необходимо, чтобы позволить практику выполнить смелые движения входить-и-смешивать, которые лежат в основе методов айкидо, в чем нападение встречено уверенностью и прямотой. Morihei Ueshiba однажды отметил, что один «должно быть готово получить 99% нападения противника и броситься смерти в глаза», чтобы выполнить методы без колебания. Как боевое искусство, касавшееся не только борьбы с мастерством, но и улучшения повседневной жизни, этот умственный аспект имеет ключевое значение практикам айкидо.

Критические замечания

Наиболее распространенная критика айкидо состоит в том, что оно страдает от отсутствия реализма в обучении. Нападения, начатые гавайской гитарой (и от которого должен защитить nage), подверглись критике как являющийся «слабый», «неаккуратный», и «немного больше, чем карикатуры нападения».

Слабые нападения от гавайской гитары вызывают условный рефлекс от nage и результат в экономической отсталости силы и необходимого создания условий для безопасной и эффективной практики обоих партнеров. Чтобы противодействовать этому, некоторые стили позволяют студентам становиться менее послушными в течение долгого времени, но, в соответствии с основными основными положениями, у этого после есть продемонстрированное мастерство в способности защитить себя и их учебных партнеров. Шодокэн Эйкидо решает проблему, занимаясь в конкурентоспособном формате. Такая адаптация обсуждена между стилями с некоторым поддержанием, что нет никакой потребности приспособить их методы, потому что или критические замечания неоправданны, или что они не обучение самозащите или боевой эффективности, но духовный, фитнес или другие причины.

Другая критика состоит в том, что после конца уединения Уешибы в Iwama с 1942 до середины 1950-х, он все более и более подчеркивал духовные и философские аспекты айкидо. В результате забастовки к существенным моментам nage, входя (irimi) и инициированием методов nage, различием между omote (передняя сторона) и ura (задняя сторона) методы и использование оружия, были все преуменьшены роль или устранены из практики. Отсутствие обучения в этих областях, как думают, приводит к полной потере эффективности некоторыми практиками айкидо.

С другой стороны есть некоторые, кто критикует практиков айкидо за то, что они не поместили достаточно важности в духовные методы, подчеркнутые Уешибой. Предпосылка этой критики - то, что «айкидо О-Сенсеи не было продолжением и расширением старого и имеет отличную неоднородность с прошлыми военными и философскими понятиями». Таким образом, то айкидо, которое практики, которые сосредотачиваются на корнях айкидо в традиционном джиу-джитсу или kenjutsu, отличают от того, что преподавал Уешиба. Такие критики убеждают практиков охватить утверждение, что» превосходство [Ueshiba] к духовной и универсальной действительности было основными принципами парадигмы, которую он продемонстрировал."

Ки

Исследование ki - критический компонент айкидо, и его исследование бросает вызов классификации или как «физическому» или как «умственному» обучению, поскольку это охватывает обоих. Оригинальное кандзи для ki было и является символическим представлением крышки, покрывающей горшок, полный риса; «питательные пары», содержавшие в пределах, являются ki.

Характер для ki используется в повседневных японских условиях, такой как, или. Ки чаще всего понят как объединенное физическое и умственное намерение, однако в традиционных боевых искусствах, оно часто обсуждается как «жизненная энергия». Gōzō Айкидо Шайоды Yoshinkan, которое рассматривают одним из «твердых стилей», в основном следует за обучением Уешибы до Второй мировой войны и предполагает, что секрет к ki заключается в выборе времени и применении силы целого тела к единственному пункту. В более поздних годах заявление Уешибы ki в айкидо взяло более мягкое, более нежное чувство. Это был его Takemusu Aiki, и многие его более поздние студенты учат ki с этой точки зрения. Общество Ки Койчи Тохеи сосредотачивается почти исключительно вокруг исследования эмпирического (хотя субъективный), опыт ki со студентами занял место отдельно в методах айкидо и ki развитии.

Униформа и ранжирование

Практики айкидо (обычно называемый aikidōka за пределами Японии) обычно прогрессируют продвижением через серию «сортов» (kyū), сопровождаемый серией «степеней» (dan), в соответствии с формальными процедурами проверки. Некоторые организации айкидо используют пояса, чтобы отличить сорта практиков, часто просто белые и черные пояса, чтобы отличить более низкие и более высокие уровни, хотя некоторое использование различный пояс окрашивает. Проверяющие требования варьируются, таким образом, особый разряд в одной организации не сопоставимый или взаимозаменяемый разрядом другого. Некоторые dojos не позволяют студентам брать тест, чтобы получить разряд dan, если им не 16 лет или более старый.

Униформа, которую носят для осуществления айкидо (aikidōgi), подобна учебной униформе (keikogi) используемый в большинстве других современных боевых искусств; простые брюки и жакет с запахом, обычно белый. И толстый («стиль дзюдо»), и тонкий («стиль каратэ») хлопковые вершины используются. Определенные для айкидо вершины доступны с более короткими рукавами, которые достигают к чуть ниже локтя.

Большинство систем айкидо добавляет пару широких плиссированных черных или брюк цвета индиго, названных hakama (используемый также в кендо и iaido.) Во многих школах его использование зарезервировано для практиков с (dan) разряды или для преподавателей, в то время как другие позволяют всем практикам носить hakama независимо от разряда.

Принцип ненасилия
Krav Maga
Neijia
Ци
Роджер Желязны
Военно-морская академия США
Стивен Сигал
Трудно убить
Irimi
Я мой я! Земляничные яйца
Школа самбо
Общество Ки
Спорт в Японии
Префектура Ибараки
Budō
Стивен Барнс
Самооборона
Aikikai
Роб Ван Дам
Tantō
Чин На
Касама, Ибараки
Танабэ, Вакаяма
Shingū, Вакаяма
Оомото